Житие митрополита Петра

Житие митрополита Петра
Житие митрополита Петра – древнерусский агиографический памятник XIV в. Существуют две редакции Ж., из которых одна является переработкой – распространением другой. Первоначальная связывается с именем ростовского епископа Прохора, вторую создал митрополит Киприан. Каждая из редакций имеет свои подразделения. У первой В. А. Кучкин различает два извода: в одном из них имя епископа Прохора в заглавии отсутствует, в другом есть некоторые фактические неточности, а к самому Ж. присоединено «Поучение Петра митрополита, егда припре тверскаго епископа Андрея в соборе». В. А. Кучкин связывает с именем Прохора именно это поучение, а Ж. (он называвшего «Сказание о смерти митрополита Петра») считает написанным не Прохором, а неизвестным москвичом – возможно, одним из клириков Успенского собора, близким к митрополиту, князю Ивану Даниловичу Калите и московскому тысяцкому Протасию. Время написания – лето (до 14 августа) 1327 г. Появление второго извода объясняется канонизацией Петра в 1339 г. в Константинополе; к Ж. при этом было присоединено Поучение, они получили один общий заголовок, в результате чего имя Прохора и оказалось связанным с Ж. После 1348 г. этот извод был дополнен новыми записями о чудесах. Старейший список первого извода относится к 70-м гг. XV в., второго – к концу XV – началу XVI в. Ж. в этой редакции невелико по объему, в нем коротко говорится о рождении, детстве, раннем пострижении в монахи, иноческой жизни и иконном писании Петра, о том, как он стал митрополитом, о конфликте его с тверским епископом Андреем, об обращении им внимания на Москву и его совете князю Ивану Даниловичу построить церковь в честь Богородицы, о создании им в этой строящейся церкви гроба для себя и о его смерти, погребении и посмертных чудесах. Первоначальная редакция Ж. издана Макарием. На основе этого первоначального Ж., существенно распространив и переработав его, митрополит Киприан создал – как часть большой Службы митрополиту Петру – свою редакцию Ж. (оно должно было читаться после 6-й песни канона). Сравнительно с первой эта редакция отличается большей отделанностыо литературной формы – появились риторическое вступление, отступления, эпизод с пророческим видением во сне отроку Петру мужа в святительских одеждах, небольшое заключительное похвальное слово; все повествование приобрело характер непринужденного живого и поучительного рассказа человека с широким жизненным и литературным кругозором, уверенного в себе, хорошо владеющего словом, позволяющего себе эмфазу и иронию. Здесь ощутима публицистическая задача редактора, порождаемая его борьбой с соперниками, Митяем-Михаилом и Пименом, а также с великим князем Дмитрием Ивановичем за свои митрополичьи права: подчеркивается, в частности, что Петр, прежде чем стать митрополитом, прошел без спешки и перепрыгиваний все иерархические ступени, а его соперник Геронтий характеризуется как человек дерзкий и объятый недугом «самовластия» – схоже с тем, как изображается Митяй-Михаил во втором Послании Киприана старцам Сергию и Феодору, в Повести о Митяе и летописной статье, где говорится о гибели Митяя. Единственное, что опустил Киприан в своем пересказе, это сообщение первоначального Ж. о предсмертном «воименовании» Петром своего наследника на митрополию. Под пером Киприана Ж. приобрело также черты его автобиографии: во-первых, за этой историей Петра легко угадывается история самого Киприана, а во-вторых, здесь прибавлен прямо автобиографический рассказ о бедствиях, испытанных Киприаном в 1379–1380 г. в осажденном генуэзцами Константинополе (говорится о свержении патриархов, Филофея и Макария, о мистической помощи митрополита Петра Киприану – после его молитвенного обращения к тому – добраться из Константинополя в Москву и быть там принятым на митрополию великим князем Дмитрием Ивановичем). Судя по пронизывающей эту редакцию публицистичности и самому ее характеру (тональность мягкого сравнительно с другими публицистическими произведениями Киприана, порожденными его борьбой за митрополичий престол, наставления князю), а также по тому, что автобиографические и все иные фактические данные не переходят в ней рубежа 1381 г., время ее создания определяется как 1381 г. (С. Шевырев, Л. А. Дмитриев, Г. М. Прохоров). Старейший список этой редакции Ж. находится в составе Службы митрополиту Петру в пергаменной Служебной минее на декабрь (хранится в Харьковской Государственной научной библиотеке им. В. Г. Короленко). Сообщение «Сказания вкратце о премудром Киприане», содержащегося в Степенной книге и в одном сборнике XVII в., о том, что Киприан написал Ж. в подмосковном селе Голенищеве в период 1397–1404 г., относится, по всей вероятности, к написанному Киприаном же на основании его собственной редакции Ж. Похвальному слову митрополиту Петру. В XV в. Ж. в редакции Киприана было без изменений включено в Иосифо-Волоколамские Минеи, а в XVII в. – в Милютинские и Минеи Димитрия Ростовского. В XVI же в. оно было значительно распространено при включении в ВМЧ (издано в составе этого памятника, а также в составе Степенной книги и в работе Б. Ст. Ангелова). Распространения носят характер общих мест, отвечающих литературному вкусу XVI в. (появляется диалог, прямая речь, текст делится заголовками на главы). За время с XVI в. по XVIII в. появилось также несколько сокращений или сокращенных пересказов Киприановской редакции Ж., иногда дополненных похвалой. Изд.: Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 4, кн. 1, с. 312–317; ВМЧ, декабрь, дни 18–23. М., 1907, стб. 1620–1646; Книга Степенная царского родословия. – ПСРЛ. СПб., 1912, т. 21, 1-я пол., с. 321–322; Ангелов Боню Ст. Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1958, с. 159–176; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978, с. 205–215. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 82–88; Барсуков. Источники агиографии, стб. 447–449; Шевырев С. История русской словесности. СПб., 1887, ч. 3, с. 88; Кучкин В. А. Сказание о смерти митрополита Петра. – ТОДРЛ, 1962, т. 18, с. 59–79; Дмитриев Л. А. 1) Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: (К русско-болгарским литературным связям XIV–XV вв.). – ТОДРЛ, 1963, т. 19, с. 215–254; 2) Литературно-книжная деятельность митрополита Киприана и традиции Великотырновской книжной школы. – В кн.: Търновска книжовна школа. Втори международен симпозиум Велико Търново. 20–23 май 1976, София, 1980, т. 2. Ученици и последователи на Евтимий Търновски, с. 64–70; Дончева-Панайотова Н. Киприан: Старобългарски и староруски книжовник. София, 1981; Седова Р. А. Рукописная традиция «Жития Петра» в редакции митрополита Киприана. – ТОДРЛ, 1983, т. 37, с. 258–268.
Г. М. Прохоров

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Житие митрополита Петра" в других словарях:

  • Житие — (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… …   Википедия

  • Житие как жанр литературы — Житие (биос (греч.), vita (лат.))  жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно …   Википедия

  • День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси — Память святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, празднуется 3 января (21 декабря по старому стилю) в день его преставления, 6 сентября (24 августа по старому стилю) в день перенесения мощей и 18 октября (5 октября по старому стилю)… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Церковь Петра митрополита (Переславль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Петра митрополита. шатровая церковь Церковь Петра митрополита …   Википедия

  • Киприан, митрополит Киевский и всея Руси — Киприан (ок. 1330 – 16 IX 1406) – митрополит Киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик, книгописец. По рождению южный славянин, болгарин или серб (произведения XV–XVII вв. называют его сербом), возможно, из тырновской семьи Цамблаков.… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Прохор, епископ Ростовский — Прохор (ум. 7. IX. 1328) – епископ Ростовский, предполагаемый автор Жития митрополита Петра и похвального ему слова. П. был поставлен в епископы ростовские митрополитом Петром в 1311 г. После смерти митрополита Петра (21 декабря 1326 г.) до… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Прохор, епископ ростовский — Епископ Прохор († в 1328 г.)  епископ Ростовский (1311  7 сентября 1328). Был архимандритом Ярославского Спасского монастыря до 1311 года, когда митрополит Пётр назначил его епископом в Ростов. Прохор, будучи одним из ближайших сподвижников Петра …   Википедия

  • Прохор (епископ Ростовский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Прохор. Епископ Прохор (ум. в 1328)  епископ Ростовский (1311  7 сентября 1328). Был архимандритом Ярославского Спасского монастыря до 1311 года, когда митрополит Пётр назначил его… …   Википедия

  • КИПРИАН — (ум. 1406) митрополит всея Руси. По национальности болгарин (из Тырнова). Был митрополитом киевским и литовским. В 1381 стал московским митрополитом, но вскоре (1382), после бегства К. из Москвы, к рой угрожал Тохтамыш, был удален из Моск.… …   Советская историческая энциклопедия

  • КИПРИАН — (ок. 1330 — 1406), болгарский и русский церковный деятель, писатель. В 1381—82 и 1390—1406 митрополит московский. Инициатор создания первого общерус. летописного свода 1408/09, сохранившегося в Троицкой летописи. Переводы церк.… …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»